Потребности развития ребёнка и необходимость их обеспечения
Первое, что приходит на ум, это то, что потребности — что-то необходимо ребенку, то без чего он не может жить.
Но без сладкого ребенок тоже не может жить
На самом деле, когда специалисты говорят о потребностях, это значит — о потребностях развития. То есть, процесса который идет в ребенке всё детство, до его окончательного взросления.
Что именно вкладывается в понятие психика? Педагоги пишут — воля, эмоции, интеллект. А может это появиться само собой? Например, ребенок будет просто так себя хорошо вести, даже если не прикладывать усилий к его воспитанию? Конечно, нет; не зря же существует понятие разбалованный ребенок. Получается, чтобы ребенок научился слушать и слышать взрослых, понимать в какой ситуации как себя нужно вести, понимать, что есть не только его интересы, но и чужие, умел ждать, терпеть, — нужно, чтобы родители учили его этому.
И что же тут будет потребностью ребенка? Давайте разбираться.
Базовые потребности ребёнка
В научной литературе существуют различные классификации потребностей ребёнка. Мы постарались собрать наиболее часто встречающиеся, определили их как основные, то есть базовые потребности:
- безопасность;
- привязанность;
- идентичность;
- эмоциональное развитие;
- умственное развитие;
- здоровье;
- образование;
- социальная адаптация.
Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания.
Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным.
Стратегии поведения тревожных детей, зачастую, неадекватны действительности: например, ребенок может проявлять враждебность по отношению ко взрослому, который его отвергает, или сверхпослушание, если ему кажется, что его недостаточно любят или разлюбили; может создавать ситуации, которые вызывают жалость к себе, как призыв к сочувствию; а могут идеализировать себя, чтобы компенсировать чувство неполноценности.
В любом случае, с каждым проявлением тревожности нужно работать.
Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фальберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития.
Сильная привязанность дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.
Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.
Потребность в идентичности, чувстве своей уникальности, принадлежности семье.
Идентичность — знание того, из каких разных частей состоит моя личность, принятие себя, чтобы успешно продвигаться по жизни. Это защита ребенка.
Чувство «Я» вырастает из чувства «мы», вопрос «Кто я?» значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – я есть”. Принадлежность семье определяет самовосприятие, закрепляет понимание «Кто я?», «Какой я?».
Потребность в эмоциональном развитии – это потребность ребёнка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Уже в первые месяцы жизни младенец хочет быть всегда рядом с мамой. Эмоциональные потребности связаны с потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен). Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть.
Потребность “быть безоговорочно принятым” самая важная на всю жизнь.
Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость познавать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!
Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. От жизнерадостности, бодрости зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Физическое воспитание, развитие гигиенических навыков и привычек, привитие культуры питания, работы и отдыха, активный, позитивный досуг, научение избавлению от стрессов, профилактика заболеваний, своевременная и качественная медицинская помощь, — всё это формирует здоровый образ жизни у детей.
Под потребностью в социальной адаптации понимается усвоение социальных норм и правил поведения, общения со сверстниками, взрослыми, навыки самообслуживания, бытовые навыки. Примерно с 4-х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные же потребности возникают в подростковом возрасте.
И можно выделить ещё одну потребность — потребность в устойчивых позитивных отношениях.
Устойчивые позитивные отношения со значимым взрослым и ближайшим окружением жизненно необходимы, важны для нормального развития психики.
К чему приводят нереализованные потребности?
Неудовлетворением потребностей — депривацией, — называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми: сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, эмоции и прочее.
О последствиях неудовлетворения физиологических потребностей человека чаще всего говорить не приходится, так как данная группа потребностей является жизнеобеспечивающей.
Однако, для полноценного развития ребенка необходимо, также чтобы удовлетворялись его и психические потребности.
В современной психологии о депривации говорят как о нехватке социальных и сенсорных стимулов, способной привести к торможению нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Наличие низкого количества сенсорных стимулов, а также их ограниченная изменчивость являются причиной возникновения сенсорной депривации. В этом случае окружающие ребенка взрослые не обеспечивают оптимальный для нормального развития уровень стимуляции. Происходит либо дефицит, либо стимульная перегрузка. Ребенок находится в перенасыщенной стимулами обстановке или страдает от стимульной обеднённости действительности. И то и другое способствует неблагоприятным физиологическим изменениям детей.
Если у ребенка наблюдается ограниченная возможность для общения, в самостоятельном усвоении своей социальной роли, то возникает социальная депривация.
При отсутствии у ребенка возможности эффективно и рационально познавать мир (неудовлетворение познавательных потребностей) возникает когнитивная депривация.
Если ребенок не может удовлетворить основные жизненные потребности, у него развиваются депривационные нарушения:
— задержка психического развития;
— возникновение нарушений поведения (агрессия, эмоциональная ригидность, возникновение отклоняющегося поведения и др.));
— нарушения пищевого поведения (обжорства, голодания и др.) и др.
— нарушения в мотивационной, эмоциональной сферах и др.
Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, они инстинктивны, в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Ребёнок будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.
Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей.
Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.
Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.
Удовлетворяя потребности ребёнка, родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.
А можно ли отличить капризы ребенка от потребностей? Да, можно.
УДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ = АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Ребёнок, потребности которого игнорируются, будет стремится их удовлетворить разными способами, включая неприемлемое поведение — крики, плач, и т. д.
Если же потребности удовлетворены — дети чувствуют себя хорошо и спокойно внутри, а значит способны легко договариваться, обсуждать, принимать правила и ограничения.
Понимание основных потребностей ребёнка поможет определить нам в чем нуждается он в тот или иной момент, в чем источник беспокойства и как этот вопрос можно решить.
Как можно отличить капризы ребенка от проявления его потребностей?
Если для вас принципиально не избаловать ребенка и не потакать ему в мелочах, то при оценке его поведения можете учитывать следующие критерии:
1) Возрастные особенности. К примеру, для малыша в возрасте полутора лет нормально хватать вещи в магазине, для карапуза 2,5 лет – требовать присутствия взрослого в темной комнате, а для пятилетнего ребенка выпрашивать у родителей новые ботинки, чтобы покрасоваться перед сверстниками. Конечно, в последнем случае (где речь идет о ботинках) далеко не все родители могут позволить себе постоянные траты, да и в этом нет необходимости. Просто не стоит однозначно отмахиваться от стремления чада – подумайте вместе с ним, как он может заработать себе социальный капитал без ущерба для семейного бюджета.
2) Индивидуальные черты ребенка. Малыши очень активные или очень впечатлительные, эмоциональные всегда будут демонстрировать более высокий уровень потребностей, чем их спокойные флегматичные сверстники.
3) Степень фиксации ребенка на том или ином желании. Если чадо просто капризничает, то его достаточно легко можно “переключить” на что-то другое (иными словами, если вы пришли в магазин и малышу просто хочется, чтобы ему что-то купили, то вместо ботинок он, скорее всего, согласится на книжку или плавательный круг). Но если же ребенок транслирует вам какое-то желание настойчиво, изо дня в день, то стоит обсудить его с карапузом, чтобы понять, какая потребность скрывается за этой настырностью.