С уверенностью можно сказать, что этот путь сугубо индивидуальный, но всё же, психологи выделяют факторы, которые помогут родителям найти свой собственный маршрут в воспитании детей.

Любите ребёнка без всяких условий

Каждый малыш, появившийся на свет, дарован родителям. Ещё до момента рождения родители замечают особенности его темперамента и характера. Получается, что ребёнок рождается с каким-то набором качеств, которые обусловлены физиологией. В процессе воспитания мы можем привить ему желаемые черты. Но главное постараться помочь ему стать самим собой. Как? Любя. Такого непохожего на тебя. Просто потому, что он у тебя есть. Ребёнок может быть с неуправляемой энергией, может быть странным и иногда скрытным, но он всегда может быть любимым!

Помните о принципе неповторимости: ребенок прекрасен и изумителен в своей неповторимости, даже если его уникальность сильно отличается от вашей.

Отдавайте, ничего не требуя взамен

Некоторые родители ведут счёт «добрым» поступкам, и при удобном случае его «выставляют». Такие рыночные отношения в семье до добра не доведут. Ребёнок впитает эту манеру подсчёта всего и вся, в том числе и в семейных отношениях, а в будущем и вам представит аналогичный расчёт. И вопрос, сможете ли вы по нему расплатиться? Воспитание «благодарности» не носит директивный характер.

Имея доверительные отношения, когда ребёнок вырастет, он будет бесконечно благодарен вам. Потому что был счастлив.

Развивайте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей. Понимание и осознание эмоций помогает ребёнку справляться со страхами. Детям с развитым эмоциональным интеллектом легче мыслить нестандартно, легче принимать решения. Умение понимать свои и чужие чувства способствует улучшению отношений с друзьями.

У детей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем с поведением.

Уважайте личные границы

Порой родители так погружаются в детей, что теряют чувство реальности, перестают жить своей жизнью. Границы между родителями и детьми стираются. Хорошие родители очерчивают для своего ребенка чёткие, соответствующие его возрасту границы поведения. Внимательные родители знают, когда именно следует расширять границы, чтобы на каждом возрастном уровне ребёнок мог находить новые сферы для своей исследовательской деятельности. Уважение родителей к самим себе и собственным ограничениям облегчает детям возможность лучше понять самих себя. Привлекайте ребёнка к решению проблем и принятию решений, касающихся его собственной жизни, уважайте его чувства, потребности, желания, предложения, разумные решения. Считайтесь с его суждениями: ребёнок сам знает, когда он голоден, а когда нет.

Принимайте ребёнка всерьёз. 

Будьте рядом искренне и с удовольствием

Любая неискренность вычисляется мгновенно – игра, общение, учёба из-под палки не принесет радости никому. Регулярно, каждый или почти каждый день выделяйте время, которое вы будете проводить с ребёнком. Это время может быть довольно коротким (20-30 минут), однако, важно уделять внимание безраздельно, не отвлекаясь на что-нибудь еще.

Найдите время для полноценного, качественного общения с ребёнком каждый день.

Научите ребёнка заботиться о себе

Это сложная задача, так как обычно в ребёнке воспитывают убеждение, что заботиться о себе эгоистично и неправильно. Сказав: «У меня это очень хорошо получается», – малыш может услышать обвинение в хвастовстве. Даже у очень маленьких детей, в особенности у детей с нарушениями, хорошо развита способность к критической самооценке. Терпимость ко всем сторонам собственной личности, даже самым неприятным, – это жизненно необходимый компонент нормального и правильного развития. Умение заботиться о себе становится поистине революционным для большинства детей, ведь, как сказано выше, им внушают, что хорошее отношение к себе эгоистично, эгоцентрично и не вызывает одобрения. Если они ожидают, что заботиться о них будут другие люди, то испытывают разочарование, когда этого не происходит. Реализуйте подход: ценить самого себя — это хорошо. Прекрасно испытывать чувство удовлетворения от своих достижений. Хорошо находить что-либо приятное для себя.

Научите ребёнка ценить себя, свои умения, навыки. Признание ценности себя — это забота о себе, о своём физическом, психическом здоровье.

Воспитывайте себя

Научитесь анализировать своё поведение. Допускайте ошибки, но умейте признать их и исправить. Не стоит нагружать ребёнка тем, с чем не в силах справиться сами. Он не должен стать мячиком для битья. Не вымещайте на детях свои обиды. Поставьте себе цель – стать счастливым и самодостаточным человеком. Только личным примером вы научите ребёнка быть успешным. Приносить себя в жертву ребёнку, отказываться от любых радостей жизни, неся как флаг свое материнство или отцовство – в наше время это крайне редко бывает необходимо. Уделяя некоторое время для себя, вы дарите ребёнку хорошее родительское настроение и улыбку на лице. Будьте для ребёнка хорошим примером: будьте о себе достаточно высокого мнения, действуйте, исходя из своих интересов.

Только личным примером вы научите ребёнка быть счастливым и успешным!

Дети вырастут быстро, пойдут своей собственной дорогой. Поэтому ловите момент, когда можно быть близко с ними. Будьте счастливы, воспитывая своего ребёнка, и тогда он непременно станет успешным, будет благодарен за своё детство.


Методы семейного воспитания

Известные российские педагоги Г. И. Щукина, В. А. Сластенин и Ю. К. Бабанский выделяют такие методы семейного воспитания:

Убеждение

Оно должно быть четким и логичным, сказанным в нужный момент. Опытные родители знают, каким образом можно затронуть сознание, определенные чувства, эмоции ребенка. Не только словом можно убедить, но и примером любимых героев книг и кинофильмов, произведениями искусства, а главное — хорошим примером.

Но собственный опыт убеждает детей лучше всего.

Требование

Без требований воспитание невозможно. Практически у всех детей есть обязанности по дому, которые усложняются в зависимости от возраста. Отец с матерью всегда контролируют их исполнение, помогают, если это необходимо. Требования должны быть озвучены спокойным, категоричным тоном.

Требования родителей должны быть одинаковыми. И мама, и папа должны говорить одно и то же, не отменяя и не изменяя ранее сказанное.

Поощрение

Одобрять, хвалить, показывать свое доверие – это жизненно необходимо ребёнку во время развития и формирования личности. Умеренное количество замечаний, сказанных одобрительным тоном, стимулирует к новым правильным, хорошим поступкам, действиям.

Нельзя обещать поощрение заранее – не стоит говорить, что за посаженное во дворе дерево вы купите чаду кроссовки или мяч. Это приведет к тому, что малыш не захочет делать что-то действительно полезное для семьи и общества просто так. Нужно воспитывать понимание, что далеко не за каждое полезное действие должно быть поощрение. Вы обязательно поощрите чадо, если увидели реальную пользу от его действий. Но не делайте из учебы, хорошего поведения или помощи по дому рыночные отношения.

Не усердствуйте при поощрении шоколадкой или конфеткой. Вы рискуете воспитать культ еды и избыточную массу тела. Особенно это касается дошкольников.

Похвала

Одобрительные слова необходимы, но их должно быть достаточно, иначе чрезмерная похвала приведет к завышенной самооценке. Похвала должна соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям ребенка. Здесь важным является степень доверия к детям. Если родители доверяют им, следовательно, уважают. Нельзя говорить ребенку, что он не справится, ему что-то не по силам, ему нет доверия – такие слова ослабляют волю, замедляется развитие чувства достоинства.

Преувеличенная похвала воспринимается как лесть, часто имеет противоположный эффект. Если дочка постаралась и хорошо убралась в комнате, то не стоит говорить: «Ты моя умница, я без тебя как без рук!». Просто отметьте, что в комнате был большой беспорядок, а сейчас жилище преобразилось, сияет чистотой. Комментарии должны быть построены таким образом, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях, почувствовал себя нужным. Иначе он может возгордиться собой или почувствовать заискивание и лесть.

За естественные вещи хвалить не стоит – не нужно говорить, что малыш особенный и молодец, если он просто оделся и почистил зубы. А вот лучший результат по годовой контрольной по математике – это уже повод выразить свое восхищение.

Наказание

Наказывать нужно в любом случае, чтобы подрастающее поколение понимало границы дозволенного. Самое главное в наказании – чадо должно понять и уяснить свой проступок, иначе физические или духовные лишения совершенно не имеют никакого смысла.

Наказание – это не только кара и расплата за проступок, это предупреждение подобных действий в будущем. 

Наказание делится на две основные группы: физическое воздействия и запреты. С физическим воздействием не стоит перебарщивать, оно должно быть редким, только за очень серьезные проступки или непослушание. Максимум – это шлепки. С запретами можно действовать гибче – найти источник удовольствия для ребенка и регулировать его.

Важно

Есть основные правила, которых следует придерживаться при наказаниях:

  1. Продумайте наказание, сделайте его справедливым и ни в коем случае не нужно унижать достоинство ребенка. Критикуйте поступок, а не личность.
  2. Держите себя в руках, не придумывайте наказание сгоряча. Выберите такую меру наказания, чтобы оно соответствовало проступку.
  3. Не нужно глобально наказывать и все запрещать. Говорите, как про негатив, так и про позитив в поведении. Накажите за порванные шорты во время футбола, зато отметьте, что сын делает чистые подкаты на поле, соблюдает правила игры даже в грязном дворовом футболе.
  4. Если малыш заслужил поощрение, но не получил его, то наказание не должно отменить его. Всегда выполняйте свои обещания: купите ребенку смартфон за хорошую учебу даже тогда, если он разбил окно в соседском доме по случайности сразу после получения годовых отметок. Но потом придумайте наказание за окно.

Подражание

Главное, найти общий язык между детьми и родителями. Ребенок копирует поступки, действия родителей, других детей. Поэтому взрослым необходимо следить за собственным поведением.

Повторение

Этот метод способен вернуть, укрепить доверие между родителями и чадом. Когда малыш падает, то нельзя говорить: «Не плачь!» Необходимо выслушать его, после повторить, что он чувствует. Так он поймет, что его понимают, успокоится, будет слушать советы, объяснения взрослого.


Стили семейного воспитания

В зависимости от стиля, или модели воспитания, выделяют такие типы семей:

  • Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
  • Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него. Найдите золотую середину. Даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать.
  • Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом. При таком стиле воспитания возможно два развития событий: став взрослым,  ваш сын или дочь пойдёт по жизни одиночкой, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях, в том числе и о вас — родителях. Второй вариант: дети считают,  что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.
  • Противостояние. Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
  • Снисхождение. Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
  • Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому, такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.
Практикум: проверьте себя