Для ребёнка, с особенно малыша, рисование — это разговор.
Рисование позволяет детям выразить свои чувства и мысли, которые они не могут передать словами из-за возрастных ограничений. В процессе создания рисунков рациональное мышление отходит на задний план, запреты и ограничения теряют свою силу. В этот момент ребенок полностью свободен.
С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».
Дети с раннего возраста начинают выбирать цвета, которые отражают их настроение и чувства. Доктор Макс Люшер, ученый, который изучал цвета, пришел к выводу, что цвета, которые мы выбираем, могут многое рассказать о нашем психологическом состоянии и здоровье.
Когда ребенок использует 5-6 цветов, это обычно означает, что его эмоциональная сфера развита нормально. Если же он выбирает больше цветов, это может говорить о том, что он чувствительный и эмоциональный человек. А если ребенок использует только 1-2 цвета, особенно после 3-4 лет, это может быть признаком того, что он чувствует тревогу, грусть или злость.
Если ребенок рисует только простым карандашом, это может означать, что в его жизни не хватает радости и положительных эмоций.
Важные для ребенка вещи он обычно рисует яркими и насыщенными цветами, а тех, кто ему не нравится, может изобразить черным или темно-коричневым.
Каждый цвет имеет свое значение:
- Темно-синий — спокойствие и сосредоточенность на своих мыслях.
- Зеленый — уверенность в себе и желание быть независимым.
- Красный — активность и иногда агрессия.
- Желтый — радость и оптимизм.
- Фиолетовый — фантазия и детская непосредственность.
- Коричневый — ощущение дискомфорта или усталости.
- Черный — грусть или желание что-то изменить.
- Серый — безразличие или желание не замечать проблемы.
Таким образом, цвета, которые мы выбираем, могут многое рассказать о нас самих.