Home Новости Социальные услуги Главное — процесс!

Главное — процесс!

Многие родители говорят: «Мой ребёнок совсем не умеет рисовать». за родителями повторяют дети: «Я не люблю рисовать, потому что не умею». Разберемся, что в этих убеждениях в корне неверно.

Первое, о чем нужно знать, самое простое «каляканье-маляканье» — это мощный инструмент для развития. Первые попытки «ведения» карандашом, ручкой, фломастером, кисточкой по бумаге запускает процессы воображения, памяти, восприятия, тактильность. Ребенок учится усидчивости, если рисует увлеченно, реакции на неуспех — любую «недорисовашку» можно поправить, если рядом тот, кто понимает, тот, кто поможет.

Второй момент — рисование это естественный процесс для любого ребенка. Малыш оставляет цветные следы инструментами для рисования, или пальчиком выводит узоры на песке, ножкой — по воде, мелом на асфальте. Сначала неосознанно, а со временем картинка обрастает подробностями, появляется сюжет, о котором так хочется рассказать!

Первый этап рисования — это развитие и координация движений, установление причинно-следственных связей.

Каракули превращаются в палочки, линии, фигуры. Малыш понимает, что если снять колпачок с фломастера, он рисует. Надеть — не рисует. Сильно надавить на карандаш — сломается, не рисует. Мама взяла точилку, что-то сделала — рисует.

Пятилетки уже проявляют большую фантазию и изобретательность. В их рисунках появляются изображения человека, дома, сюжетов из быта.

Старшие дошкольники уже могут раскрашивать — заполнять цветом подготовленный рисунок. Это огромный рывок в подготовке руки к письму.

Но применение цвета в этом возрасте может быть довольно нереалистичным. И это здорово!

Что родители вкладывают в понятие «не умеет рисовать»?

Не создает полотен в стиле И. Айвазовского? Изображает «неправильные» дома, деревья, животных?

Важно понимать, что дети рисуют потому что… рисуют. А не потому, что у них хорошо это получается. И здесь ребенок вдруг сталкивается с неудовольствием взрослых: «ерунда какая-то», «что ты всё опять извазюкал», «не умеешь — не берись».

И, вместо того, чтобы перепрожить свои эмоции и чувства через рисунок, например, связанные с ежедневным расставанием с мамой, когда ходишь в детский сад, ребенок вдруг понимает, что он не может выразить своё неудовольствие на маму, воспитателя, других детей — нельзя! Но можно на рисунок — смять, изодрать, выбросить, растоптать. В общем, сделать «плохим».

В результате мы получаем огромное количество детей, убеждённых в своей неумелости, неудовлетворенных, обидчивых, отрицающих как свои успехи, так и успехи других.

Родителям: любое отрицательное оценивание детского творчества, признание его несоответствующим требованию взрослых — совершенно неприемлемо. Это разрушает естественное развитие ребёнка.

Бездумное, лишенное всякой логики сравнение рисунка ребенка с какими-то образцами, создание постоянной ситуации конкуренции с другими детьми, превращает уникальный процесс творчества в мучительную попытку соответствовать чьим-то представлениям о том, как должно быть хорошо.

Понятно, что «соответствовать» в определенной степени удается далеко не всем детям. И как результат — отказ ребенка от такого желаемого, жизненно-необходимого, но травмирующего и расстраивающего процесса рисования в социально приемлемой форме: «Я не рисую, потому что не умею!».